![](http://www.museum.ru/museum/ships/pic/n11.jpg)
Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков
с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как
военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение
постоянных перевозок между Европой и американскими колониями.
Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих
испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году.
Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI
веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой
надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и
снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более
быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних
судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой
вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.
Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов
он достигало до 2000 тонн). Галеоны были более прочными и
тяжеловооруженными судами, были дешевле в постройке чем каракки. Корпус
галеона обычно строился из дуба и других твердых пород дерева, рангоут
из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние
мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское).
Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины,
хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нем
относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт
нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не
нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и
узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько
ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У
сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.
В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от
двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой
развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач:
увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во
время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн
о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее
прямого удара.
На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см)
до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных
мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и
верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия
были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению
батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через
порты. Вследствии этого были значительно сокращены помещения для
перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило
до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12
метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со
временем размеры и вооружение галеонов росли.
Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.
При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась
сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность
произвести мощный залп по неприятелю. Начиная с XVII века, большей
частью, после артиллерийского поединка бой кончался сдачей
полуразрушенного и обессиленного противника еще до абордажа. Поэтому
уже в 1530
году впервые осуществили мысль о защите броней надводной части корабля
от пробоин, а также с целью предохранить экипаж от губительного
действия артиллерийских снарядов. Так в Ницце,
по инициативе рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, каракка «Santa
Anna» была защищена броней из свинцовых плит, прикрепленных к бортам
медными болтами.[источник?]
После этого сведений о защите кораблей броней не имеется до конца XVIII
века. Очевидно это связано с тем, что живучесть деревянных парусных
кораблей XVII и XVIII веков при стрельбе по ним ядрами была большая и
для потопления корабля требовалось большое число попаданий, в то время,
как броня сильно утяжеляла корабль, резко снижая его мореходные
качества.
Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой.
Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50-80 орудий. Экипаж состоял
из 600 матросов и солдат. Галеонами был укомплектован английский флот,
разгромивший испанскую Непобедимую Армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде.[1] Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов.
Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.
Скриншоты из игры:
![](http://www.seadogs.ru/games/seadogs3/ships/t.%20galeon.jpg)