Золотой век галер
пришелся на XVI и XVII века, когда их стали украшать золотом и
пурпуром, а галерные офицеры набирались из самой знатной аристократии.
Сами суда и их весла непрерывно увеличивались в размерах. Но в то же
время внутри галеры, в межпалубном пространстве, где сидели прикованные
к скамейкам гребцы, условия были адские. К XVII веку длина галерного
весла стала больше 15 метров, а его вес превышал 250 кг. Ни одному
человеку не под сипу было работать с таким веслом, так что на каждое
сажали нескольких. В XV веке — даже по 5 человек, а в XVII веке — по 8.
Увеличилась и длина галеры. Если в XV веке она составляла около 50
метров, при ширине 7,5 метров и осадке от 2,5 до 3 метров, то в XVII
веке галера уже достигала в длину 57 метров, в ширину — 6,5 при осадке
2,2 метра. При расхождении отношения длины к ширине порядка 9:1 и при
могучих веслах (26 по каждому борту) галеры достигали очень высоких
скоростей.
В XVI веке выделялась галера двухмачтовая: одна мачта в носовой части
судна, другая — посредине. В XVII веке добавилась третья мачта, но она
оказалась неэффективной. На корме галер той эпохи ставили на полуюте
комфортабельную жилую надстройку для командиров и офицеров. На полубаке
размещали пушечную батарею, которая, в зависимости от размеров галеры,
могла иметь от 3 до 7 пушек, 24- и 36- фунтовые. По бортам ставили
легкие пушки. Крупнейшее морское сражение с участием галер произошло 7
октября 1571 года при Лепанто, когда 250 турецких галер вступили в бой
с 210 галерами объединенного флота Венеции, Генуи, Ватикана и Испании.
С каждой стороны сражалось по 80 000 человек. Союзный флот вышел
победителем в основном благодаря галеасам, которые могли вести огонь
через портики обоих бортов. В XVI веке появились уменьшенные типы
галер, а именно галера - четвертинка, или бригантина и полугалера
галеот.